Породы дерева

Лиственница

  Крупное хвойное дерево семейства сосновых, у основания достигающее 2,5 м. в диаметре и 50 м. в высоту. Возраст рабочей древесины 700-1000 лет, но встречаются деревья в отдельных районах, возрастом 1300 лет. Лиственница распространена почти по всей территории России, но ценится, только лиственница растущая в Сибири. Так как на Европейской территории климат мягче, древесина лиственницы намного рыхлее и сравнима с обычной сосной, где толщина годовых колец достигает 4 мм.

  Сибирская лиственница по своей прочности сопоставима с дубом. Лиственница -109 ед. Дуб -110 ед. Лиственница обладает многими полезными свойствами. Ее древесина одна из самых стойких к механическим повреждениям, не уступает дубу, а, будучи высушенной, лиственница и изделия из нее не подвержены гниению, так как присутствие в ней камеди (природного вещества)защищает древесину от порчи. Поэтому постройки из лиственницы стоят столетиями. Известно немало строений из лиственницы, возраст которых превышает 1000 лет. Например, Венеция стоит на сваях из лиственницы, так как бетонные не выдерживают разрушительной силы воды. Сибирская же лиственница хорошо противостоит воздействию воды, даже соленой. Грызуны и древесные жучки ей также не страшны.

  Лиственница широко применялась в кораблестроении. В этом с ней могут конкурировать только некоторые тропические древесные породы. Экологическая чистота, естественный блеск, богатая гамма оттенков древесины и теплые тона, создают уют и здоровую природную атмосферу в домах, построенных и отделанных сибирской лиственницей. Дизайнеры всего мира широко используют в своих работах отделочные материалы из лиственницы, качество и красота которой позволяет выполнить работу на высочайшем уровне.

Береза

  Береза (630 кг/м3) — самая распространенная порода среди лиственных. Живет она, около 150 лет, ствол достигает диаметра 30 — 40 см и высоты — 28 м. Береза получила свое название за белую кору (в индоевропейских языках корень "бер" означает "светлый, ясный").

  Снимали бересту с растущих деревьев в период сокодвижения специальным ножом с ограничителем глубины. На месте снятой бересты вырастает новая тонкая коричневая — "барма", обеспечивающая жизнь дереву.

  Собирали бересту и со срубленных деревьев, так как она устойчива к поражению грибками и бактериями и хорошо сохраняется.

  Современные мастера мало уделяют внимания древесине березы как материалу для изготовления художественных изделий. А между тем она хорошо полируется, окрашивается, легко поддается обработке инструментами, хорошо гнется в распаренном состоянии. Древесина заболонная, однородно-белая, с незначительным желтоватым или красноватым оттенком, средней твердости, подвержена короблению, не растрескивается при высыхании. Уменьшение в объеме при высыхании у березы больше, чем у других пород деревьев. Во влажном состоянии быстро загнивает. Текстура слабо выражена, но хорошо выявляется при морении и лакировании. Имитирует красное дерево, орех, серый клен.

Бук

  Бук (670 кг/м3) живет 250 — 300 лет и достигает высоты 40 м и диаметра 2 м. У бука тяжелая, твердая, очень прочная, но нестойкая к гниению древесина светло-бурого цвета с красноватым или желтоватым оттенком. Годичные слои хорошо видны. Сердцевинные лучи широкие, на радиальном разрезе имеют вид блестящих полосок, а на тангенциальном — вкраплений. Режется плохо, может растрескиваться при высыхании. Пропаренная хорошо гнется. На радиальном разрезе имеет красивую текстуру. Хорошо окрашивается. Имитирует орех и красное дерево. Применяют в производстве гнутой мебели, для изготовления строганого шпона, корпусов музыкальных инструментов, шкатулок, сувенирных трубок.

Дуб

  Дуб (690 кг/м3) живет в среднем 1000 лет. Диаметр ствола может превышать 2 м. Чем больше возраст дерева, тем выше качество его древесины. Из древесины дуба наши предки возводили срубы колодцев — вода в них не "цвела", была студеной и чистой. В нехитром крестьянском хозяйстве считались самыми лучшими дубовый стол, дубовая ступа. Из дуба гнули ободья, полозья, делали бочонки, кадки, дежки. Сваи в реку тоже забивали дубовые. Одним словом, дуб не был подвластен времени — не гнил в воде, его не "брал" шашель, не портили ни ветер, ни солнце.

  О ценности древесины говорят дошедшие до нас исторические сведения. Если за заповедное дерево какой-либо породы при Петре I налагался штраф 10 рублей, то за дуб порубщик подвергался смертной казни. В 1719 г. рубить дуб было запрещено по всей Руси.

  Древесина ядра дуба мертвая и заполнена особыми ядовитыми веществами — тилами, которые как бы консервируют древесину, предохраняя ее от поражения гнилью. Наиболее ценная древесина находится ближе к сердцевине: она не коробится и не растрескивается. Цвет ядра — от светло-до темно-бурого, заболони — желтовато-бурый. Заболонь узкая — 8-10 годичных слоев.

  Мелкие сосуды в поздней части годичного слоя расположены радиальными рядами. Сердцевинные лучи сильно развиты и хорошо видны на всех разрезах. Древесина очень прочна, режется с трудом. Склонна к растрескиванию. Хорошо гнется. Имеет красивую крупную текстуру. Легко окрашивается, морится до черного цвета. В комлевой части крупных деревьев встречается свилеватость. В сочетании с радиальным распилом текстура такой дубовой доски очень красива. В обработке резцом хрупка, требует твердого и острого инструмента и осторожности, хорошо выдерживает крупную резьбу. Мелкие профили из дуба невыразительны. Для столярных изделий необходимо использовать дуб в возрасте 150 — 200 лет. Торец дубовой доски темнее пласти, это необходимо учитывать при выборе типа соединения, выходящего на лицо.

Ель

  Ель по распространенности занимает второе место после сосны. Живет она до 300 лет и в зрелом возрасте (120 — 150 лет) иногда достигает высоты 50 м. Ствол ее круглый и прямой. Древесина — легкая (450 кг/м3), мягкая, безъядровая, однородно-белая с чуть золотистым оттенком, в течение длительного времени способна сохранять натуральный цвет. Поздняя древесина имеет вид узкой светло-бурой полосы, которая переходит в раннюю постепенно. Сучки на ели расположены мутовчато, почти под прямым углом к оси ствола; из-за этого они на тангенциальном разрезе кажутся круглыми. Древесина имеет малую смолистость, она стойкая к растрескиванию. Древесину ели труднее, чем древесину сосны, резать и шлифовать.

  Ель — дерево исключительное по своим свойствам. Одним из таких свойств является музыкальность. Из ели с древнейших времен делают музыкальные инструменты, в том числе струнные. Новгородские гусли средневековой Руси чаще всего делали из ели.

  Верхние деки скрипок, виолончелей, гитар издавна делают из резонансной ели, обеспечивающей инструментам красоту звучания. Она словно удерживает в себе звук. Требования к музыкальной древесине особые: она должна быть без сучка и задоринки в прямом и переносном смысле — не иметь сучков, завитков, крени и других пороков. Годичные слои должны быть одинаковой ширины, а на радиальном разрезе прямыми и параллельными.

  В поисках хорошего материала мастера и реставраторы музыкальных инструментов находят древесину при разборке старых домов, которая за десятилетия стабильного микроклимата приобретает поистине чудесные музыкальные свойства. Дело в том, что при постепенном высыхании в капиллярах смоляных ходов древесины образуются микроскопические резонансные камеры, она как бы обретает голос.

  Французский исследователь XIX века Савар подсчитал скорость прохождения звука в еловой древесине. Оказалось, что она в 15 — 16 раз больше, чем скорость звука в воздухе. Было множество попыток заменить древесину ели древесиной других пород, но ни одна из них не увенчалась успехом. Специалисты считают, что вряд ли удастся скоро найти материал, который по своим акустическим свойствам будет подобен резонансной ели.

  Древесина ели трудна в обработке из-за большой твердости сучков, но в некоторых местностях избы возводили полностью из ели. Считали, что в такой избе дышится легко, даже бытовала поговорка: "Изба елова, да сердце здорово".

Кедр

  Кедр, или кедровая сосна (420 кг/м3), живет 200 — 300 лет. Ствол его прямой, достигает диаметра 1,8 м и высоты 40 м. Кедр из ядровых пород обладает самой легкой и мягкой древесиной. Узкое ядро отличается от широкой желтовато-белой заболони розоватым оттенком. Поздняя древесина слабо развита и переходит в раннюю постепенно. Многочисленные смоляные ходы в ней крупнее, чем у других хвойных пород, расположение сучков — мутовчатое, с большим количеством отдельных побегов, направленных вверх. Стойкая к гниению и растрескиванию. Легко режется во всех направлениях. Имеет красивую текстуру, легко поддается обработке.

  используют в резной скульптуре и для изготовления токарных художественных изделий. Население Урала и Сибири во все времена предпочитало сибирский кедр для отделки жилищ. Из продольно распиленных бревен получали доски в два аршина и больше, которые шли на изготовление дверей, половиц и других столярных изделий. Из смолистой древесины кедра делали сундуки, гардеробы, шкафы и комоды. Высокое содержание в кедровой древесине фитонцидов отпугивает различных насекомых, в том числе и моль. Донышко и крышку берестяного туеска также старались делать из кедровой древесины, считая, что она убивает гнилостные бактерии. В Западной Европе кедровая древесина шла на изготовление посуды: молоко в такой посуде долго не прокисает и приобретает приятный вкус. Еще в Древнем Новгороде из кедровой древесины кололи клепки для бондарной посуды. На современных предприятиях из кедра делают бочки для перевозки и хранения зернистой икры, а также других продуктов.

  Кедр с давних времени использовался и в деревянном зодчестве. В Туринске, Тюмени, Тобольске, Томске сохранились здания, украшенные затейливой резьбой — кружевами, вырезанными пилой и стамеской.

  Задолго до обнаружения резонансных свойств кедровой древесины в России немецкие торговые фирмы поставили перед сибирскими маслоделами условие, чтобы масло экспортировалось только в кедровой таре, а толщина кедровых дощечек была увеличена минимум вдвое. Странное требование немецких коммерсантов разгадали не сразу. Оказалось, что весь секрет состоял в том, что в Германии ящики из-под сибирского масла разбивали с величайшей осторожностью и тарные дощечки отправляли на фабрику музыкальных инструментов. Надо полагать, торговцы зарабатывали на таре не меньше, чем на содержимом.

Клен

  Клен (690 кг/м3) живет 400 — 500 лет и достигает высоты ствола 25 м, диаметра до 2 м. У клена тяжелая, плотная, твердая и прочная древесина, имеющая многочисленные узкие сердцевинные лучи. Белая с красноватым оттенком, она обладает блеском и красивой текстурой. Плохо обрабатывается. Может растрескиваться при высыхании, но мало коробится. Раскалывается с трудом, хорошо окрашивается и полируется. Клен хорошо обрабатывается режущими инструментами. На его древесине можно делать очень тонкие порезки в любом направлении. Получаются они четкими, чистыми, гладкими, с мягким глянцеватым блеском.

  В древнем Новгороде из клена мастерили ложки, ковши, резные и точеные сосуды, весла, рукоятки ножей, ответственные детали простейших машин.

  Из древесины клена в старину для вычесывания пряжи делали гребень, на котором нарезалось более двухсот очень тонких и длинных зубьев. Требовалось большое искусство и величайшая осторожность. Гребень скоблили, чистили и шлифовали, а затем пропитывали для прочности льняным маслом и сушили. В современном производстве древесину клена используют для изготовления лыж и ружейных лож, декоративной деревянной скульптуры с тонкой моделировкой, в ксилографии.

  Волнистую текстуру имеет клен-явор в комлевой части в местах развилок. Для музыкальных инструментов широко используют клен-явор, или белый клен, произрастающий на Кавказе и в Карпатах. Древесина его имеет красивый текстурный рисунок, в особенности на радиальном и полурадиальном разрезах, обладает высокими акустическими и механическими свойствами. Звук в ней распространяется с одинаковой скоростью как поперек, так и вдоль волокон. Из явора-клена изготавливают нижние деки, обечайки, шейки и подставки для смычковых инструментов: скрипок, виолончелей, контрабасов, альтов и других. Из канадского или сахарного клена вырабатывают шпон порой с очень причудливой текстурой под названием "птичий глаз".

Липа

  Липа (500 кг/м3) — дерево с древесиной мягкой, однородного строения, белого цвета с легким розовым оттенком, имеющей многочисленные сердцевинные лучи, которые в радиальном разрезе придают материалу заметный блеск. Обладает достаточной вязкостью, одинаково легко режется вдоль и поперек волокон, почти не коробится и не растрескивается, хорошо окрашивается и полируется. Липа является основной породой древесины для художественных работ.

  Из липы рубили амбары, бани: амбары потому, что эту древесину не поражали грызуны, а бани — хорошо держит тепло. Полы из древесины липы намного теплее, мягче и "тише" сосновых, но склонны к поражению грибками. Поэтому их нежелательно стелить на первом этаже.

  На Кавказе из липы долбили огромные чаны для виноградного сока, а также маслобойки. В современном бондарном производстве из липовых клепок делают посуду, предназначенную для хранения и перевозки зернистой икры. В таре, приготовленной из липы, хорошо сохраняется масло и другие продукты.

  Легкая и мягкая древесина при сушке не трескается и не коробится, режется легко и чисто. Для художественных работ лучше применять древесину очень старых деревьев (100 и более лет). Мастера художественных промыслов вырезают из липы деревянные части специальных ручных инструментов.

Лиственница

  

  Лиственница (650 кг/м3) — хвойное дерево, которое живет около 600 лет и достигает высоты 45 м. Это дерево на 30% плотнее и прочнее сосны, более стойко к сырости и поражению гнилостными грибками. Сибиряки говорят, что одна лиственница две-три сосны передюжит. Постройка из лиственницы может простоять и два, и три столетия. Но целиком дома из лиственницы рубили довольно редко из-за твердости древесины — лишь несколько нижних венцов укладывали из лиственничных бревен.

  Лиственница — ядровая порода, у которой заболонь сравнительно узкая (до 20 годичных слоев). Поздняя древесина — темно-бурого цвета. Из-за хорошо видимых довольно широких годичных слоев и прямолинейности стволов древесина в радиальном разрезе кажется полосатой. Сучки, имеющие горизонтальное направление, разбросаны поодиночке, беспорядочно. Текстура интересная, хорошо смотрится под лаком. Из древесины делают шпон для облицовки мебели, различные мебельные детали.

  Прочность древесины корня намного выше стволовой, а свилеватая текстура придает ей особую выразительность. Из древесины корня вырубали праздничную и ритуальную посуду. В Загорске хранится ковш вместимостью полтора ведра. Выдолблен ковш в XVIII в. из корня лиственницы поволжским мастером.

  В воде лиственница может находиться многие столетия. Пролежав долгое время в воде, становится очень твердой. Оттого и шла она на строительство мостов, молов и причалов. Именно на лиственничных сваях решил поставить на топких грунтах Петербурга Исаакиевский собор его создатель Монферран. Из древесины лиственницы изготавливали телеграфные столбы, антенны, шпалы, рудничные стойки, наиболее ответственные деревянные конструкции и детали к кораблям, торцовые мостовые.

  До середины XIX в. в России законом было запрещено продавать древесину лиственницы частным лицам — слишком много ее требовалось для военного и торгового кораблестроения (да и сейчас есть ограничения в ее применении). Исключение было сделано при строительстве Зимнего дворца, храма Василия Блаженного, соборов Московского Кремля, Манежа (ныне Центральный выставочный зал в Москве), где рамы и перекрытия были сделаны из древесины лиственницы.

  Древесина этого дерева еще и "музыкальна". Ее высокие акустические данные были использованы в XVII в. при изготовлении органа в польском городе Казимеже.

  На старых деревьях можно встретить трутовики, или лиственничную губку. Эвенки использовали ее для умывания и стирки белья. Лиственничное мыло дает обильную пену, легко смывая грязь. Из губки также готовили насыщенную красную краску для тканей. По содержанию смолистых веществ лиственничная губка не имеет себе равных. До революции ее в большом количестве вывозили за границу, и сейчас она продолжает быть предметом экспорта. Еще в Древнем Риме "белый агарикус" — так называли римляне лиственничную губку — применяли как ценное лекарственное сырье. Вывозимая из северных стран губка высоко ценилась в арабской медицине. Для нужд современной медицины из нее извлекают агарициновую кислоту.

  Прочная, как янтарь, лиственничная смола-живица освежает полость рта, хорошо очищает зубы и укрепляет десны. Ценным сырьем является и кора дерева. Таежные жители получают из нее красно-коричневую краску. Из коры лиственницы вырабатывают прочные текстильные красители, извлекают эфирные масла и дубильные вещества.

Ольха

  Ольха — быстрорастущее дерево, достигающее полного развития за 50 — 60 лет, но прожить может и 150 лет. Высота ее ствола может составлять 15 — 20 м, диаметр — 15 — 25 см. В средней полосе распространены два основных вида ольхи: серая и черная, названные так за цвет коры.

  У свежесрубленной ольхи древесина белого цвета, но тут же на глазах она становится оранжевой, а затем красной. Проходит какое-то время и поверхность древесины уже коричневая. Сок окрашивает только поверхностные слои древесины. В устойчивый светло-шоколадный цвет с розоватым оттенком древесина ольхи окрашивается только после того, как ее высушат и выдержат.

  Древесина очень легкая (520 кг/м3 у ольхи серой и 550 кг/м3 у ольхи черной), мягкая, при усыхании уменьшается в объеме незначительно и почти не трескается. Она легко и без особых усилий обрабатывается режущими инструментами, порезки получаются четкими, чистыми, с гладкой, слегка бархатистой поверхностью. Ольха легко окрашивается, протравливается и полируется. Кряжи хорошо поддаются лущению.

  В современной мебельной промышленности ольху серую и черную обрабатывают аммиаком (парами нашатырного спирта), а затем прессуют. После такой обработки по техническим и декоративным свойствам древесина ольхи намного превосходит ореховую. Крашение придает ей выразительный текстурный рисунок. Это достигается за счет того, что у годичных слоев разная плотность и красильные вещества поглощаются отдельными участками с разной силой. Для глубокого крашения применяют железный купорос, натуральный хромпик и другие протравы.

  Ольху охотно используют для станковой и камерной скульптуры, настенных резных панно и декоративной посуды. Из нее выжигают высококачественные угли для рисования. Высоко ценится древесина ольховых капов, имеющих выразительный текстурный рисунок.

  Древесина черной ольхи устойчива к воздействию влаги, поэтому ее применяли всегда там, где контакт с водой неизбежен: в мостостроении (сваи), в домостроении (водосточные желоба), бондарном деле. Из коры черной ольхи получали красители для сукна, шелка и кожи, которыми окрашивали в зависимости от предварительной обработки в черный, красный и желтый цвета. Отваром ольховой коры рыбаки окрашивали сети в маскировочный цвет, после чего они становились намного прочнее, а древоделы — ольховую древесину "под орех".

Осина

  Осина (490 кг/м3) — незаслуженно забытое строителями и мастерами-древоделами дерево. Ее древесина обладает рядом удивительных качеств: она белее, чем у других пород деревьев средней полосы; по устойчивости к истираемости почти равняется древесине дуба; прекрасно обрабатывается на токарном станке и легко режется. Однородность древесины позволяет делать порезки практически в любом направлении, не скалывая и не сминая ее. Издавна из осины делают легкую и прочную посуду. Чтобы изготовить резной ковш или ложку, народные умельцы распаривают заготовки в кипящей воде. После этого она режется острыми инструментами также легко, как репа. Утверждают, что в посуде из осины даже не киснут щи и не прокисают соления. Видимо, есть в древесине какие-то вещества, убивающие гнилостные бактерии. И совсем не зря в некоторых местах клали хозяйки в квашеную капусту осиновое поленце.

  Древесина хороша еще и тем, что долго сохраняется в воде, а при высыхании не трескается и не коробится. Поэтому исстари из осиновых бревен вязали колодезные срубы. Для постройки бани не сыскать лучшей древесины: прочна и долговечна, хорошо сохраняет тепло, а при прикосновении не обжигает тело — потому и на полок не будет надобности стелить коврик. Даже в краях, богатых строевым лесом, строить бани предпочитали из осины, правда, такое предпочтение ей отдавали только там, где встречались осинники с прямыми стволами и здоровой древесиной.

  На корню осина недолговечна, так как довольно легко поражается сердцевинной гнилью. Поэтому рубить дерево необходимо в возрасте 40 — 45 лет. Ранее купола и крыши храмов и других строений покрывали осиновым лемехом (все купола церквей в Кижах покрыты осиновой щепой), который от солнца и дождя со временем становился серебристым. Такая крыша не только красива, но и крепка, она долго не гниет. О том, какой крепости может быть это дерево, говорит любопытный случай. Не так давно в Ленинградской области нашли домик, срубленный более чем сто лет назад из осины. Сохранился он отлично. От сухих, словно каменных бревен со звоном отскакивал топор.

Пихта

  Древесина пихты обычно мягкая, легкая (375 кг/м3). Пихта — безъядровая спелодревесная порода. Древесина пихты белая, со слабым желтоватым (у некоторых видов красноватым оттенком), очень похожа по внешнему виду на древесину ели, от которой она отличается отсутствием нормальных смоляных ходов. В благоприятных для пихты лесорастительных условиях у части деревьев образуется очень ровнослойная древесина, именуемая резонансной и используемая (наряду с еловой) для изготовления музыкальных инструментов.

  Показатели механических свойств древесины пихты существенно различаются не только у различных видов, но и в зависимости от условий произрастания. Наиболее низкие показатели имеет пихта сибирская, тогда как на Алтае древесина этого же вида сравнима по прочности с кавказской пихтой которая по своим свойствам не уступает сосне.

  Древесина пихты считается среднестойкой (по отечественной классификации) и малостойкой против гниения и других биоповреждений. Для наружных конструкций и для работающих в условиях повышенной влажности обязательно применение защитных покрытий и защитных пропитывающих составов. Хорошо клеится, тонируется, окрашивается и лакируется.

  В столярном производстве и строительстве используется реже остальных хвойных пород. При производстве тары, в частности, из нее изготавливаются сухотарные бочки под сливочное масло и другие пищевые продукты. Отдается предпочтение именно древесине пихты потому, что она не дает запаха. Но главное — ее используют как строительный материал.

Сосна

  Сосна относится к хвойным породам. Живет 400 — 600 лет и в зрелом возрасте (120 — 150 лет) достигает высоты 30 — 40 м. Ствол у нее прямой, ровный, его легко строгать и пилить. Древесина легкая — 520 кг/м3.

  Дерево имеет ядровую часть ствола, которая по цвету почти не отличается от желтовато-белой широкой заболони. При сушке и хранении ядро темнеет и принимает буровато-красный оттенок. Ранняя древесина светлее поздней. Сучки располагаются в сердцевине в концах годичного прибавления в росте. Побеги направлены вверх под острым углом к оси ствола, поэтому в разрезе (на пиломатериалах) имеют овальную форму. Смоляные ходы крупные и многочисленные. Древесина мягкая и легко обрабатывается, не растрескивается при высыхании. Благодаря своему красивому цвету и четко выраженной текстуре она находит широкое применение в производстве столярных изделий, в изготовлении художественных резных и токарных изделий.

  В зависимости от степени смолистости различают два сорта сосны — смолку (сильно засмоленную) и сухощепку, или дутицу, содержащую минимальное количество смолы. Сухощепку сплавляли по рекам, а смолку — нет, так как она тяжелая и по пути может затонуть. Смолка может пролежать на дне реки не один десяток лет. Поэтому и использовали ее там, где очень сыро: при постройке причалов, пристаней, мостов, деталей деревянных кораблей. Три-четыре венца из смолки плотники старались уложить в срубе первыми.

  В столярном деле смолистую сосну стараются не применять. При обработке смола прилипает к инструменту и мешает строгать и пилить, забивает и засаливает шлифовальные материалы и инструменты, поднимает лаковое покрытие при случайном нагревании. Но если применяют, то перед отделкой ее обязательно обрабатывают специальными составами для удаления смолы, т. е. обессмоливают. Сухощепка идет на изготовление изделий, не способных выдержать больших нагрузок. Она легко режется и строгается, хорошо поддается протравке и окрашиванию.

Тополь

  Тополь (450 кг/м3) — быстрорастущая ядровая порода с широкой заболонью белого цвета и светло — или желтовато-бурого цвета ядром. Годичные слои широкие, слабозаметные. Сосуды мелкие, сердцевинные лучи очень узкие. Древесина мягкая с богатой крупнослойной выразительной текстурой, хорошо окрашивается, неплохо отделывается.

Яблоня

  Яблоня (750 кг/м3) — дерево с древесиной твердой, сильно усыхающей, хотя высушить ее непросто. Изделия из хорошо высушенной древесины никогда не трескаются и не коробятся. Древесина дикой яблони прочнее садовой и меньше подвержена поражению гнилью. Ствол у нее почти прямой, а это дает возможность делать крупные заготовки в виде кряжей, досок и брусьев. Ведь при благоприятных условиях дикая яблоня может прожить до 200 лет, образуя ствол диаметром до 40 см.

  У домашней яблони ствол кривой, с толстыми корявыми сучьями и раскидистой кроной. Когда она отживет свой век, яблоню выкорчевывают. Ветки и корни идут на дрова, которые можно использовать при копчении окорока. Древесина яблони не имеет смолы, а поэтому не коптит и не образует густой сажи. На легком светлом дыму окорок становится золотистым, а чтобы он был духовитым, в конце копчения бросают в огонь можжевеловую ветку. Древесину ствола ценят за высокую прочность и износостойкость. Из нее делают зубья деревянных грабель, колодки рубанков. Режущие инструменты оставляют на древесине гладкий глянцевитый срез, что важно при выполнении очень тонкой резьбы и особенно ценно при работе над миниатюрной скульптурой.

  Древесина яблони прекрасно шлифуется, полируется и поддается лощению. Пропитанная льняным маслом или натуральной олифой, она приобретает более высокую прочность и глубокий темно-коричневый цвет. Оригинальную текстуру имеет древесина яблонь, растущих винтообразно, а также древесина комлевой части ствола и корня. После шлифования и лощения на изделиях проявляется красивый волнистый рисунок.

Ясень

  Ясень (680 кг/м3) — дерево со светлой, ясной кроной, имеет древесину, по своему строению напоминающую древесину дуба, но без характерных для него крупных сердцевинных лучей. Кроме того, заболонь ясеня больше, без желтого оттенка, ядро светлее и зона крупных сосудов в годичных слоях шире. Имеет красивую текстуру. Ясень высоко ценится за прочность и гибкость: из тонких досок изготовляют гнутые детали и изделия. Древесина хорошо выдерживает удары, режется с трудом, склонна к растрескиванию, на открытом воздухе быстро загнивает.

  Древесина ясеня, имеющая высокие физические и механические свойства, находит самое широкое применение. Из нее изготовляют облицовочный шпон, гнутую и резную мебель, вырезают винты легких самолетов, перила и паркет, борта кузовов, обшивку, рамы окон и диваны вагонов, некоторые части ткацких станков, приклады и ложа огнестрельного оружия, охотничьи и боевые луки, спортивный инвентарь — лыжи, теннисные ракетки и т. д. Из коры больших ясеней пчеловоды мастерили довольно вместительные ульи.

  Из пней ясеня исстари вырубали прочные хомутовые клещи и топорища. Но прочность — не единственное достоинство древесины корня. Художников и скульпторов больше привлекает пестрослойность и шелковистость свилеватых волокон, образующих очень красивую текстуру. Древесина ясеневого корня внешне напоминает древесину оливкового дерева. Она хорошо шлифуется, полируется и равномерно окрашивается. Выкорчевав ясеневый пень, промывают корни и распиливают его на куски. Если дерево спилено недавно, то корни окоряют и, замазав торцы известью, просушивают в штабелях на воздухе под навесом.